страница Антоновой О.Н.

Антонова Ольга Николаевна

 

учитель-логопед ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга

антонова.JPG 

         Личная страница на сайте ГБДОУ д\с №18

Статья:

«Игровые приемы при автоматизации звуков»

автор Антонова О.Н., учитель-логопед ГБДОУ №18 

дата публикации  - 21.10.2019г.

В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Четкое, верное произно­шение необходимо для уверен­ного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и даль­нейшего обучения. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса.

Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Это позволит решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

        В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру.

И так, предлагаю на этапе автоматизации звуков использовать различные игры:

«Су-джок »

Ребёнок поочерёдно прокатывает массажное

колечко по пальцу, одновременно отрабатывая речевой материал. Например, автоматизация звука [ш].

На правой руке:

Этот малыш — Илюша, (на большой палец);

этот малыш — Ванюша, (указательный);

этот малыш — Алёша, (средний);

этот малыш — Антоша, (безымянный);

а меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).

На левой руке:

эта малышка — Танюша;

эта малышка — Ксюша;

эта малышка — Маша;

эта малышка — Даша;

а меньшую зовут Наташа.

«Мяч».

Автоматизируя заданный звук изолированно, в слогах, словах, дети передают из рук в руки мяч и произносят слоги и слова, затем, под ритм, отбивая мяч об пол, или бросая, его друг другу.

«Кубик».

Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

«Пирамидка, бусы, счёты».

Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки, перебирает крупные бусины, откладывает колёсики на счётах с одновременным проговариванием речевого материала или произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах.

«Лесенка».

Игрушка, или шагают пальцы, поднимаясь и спускаясь по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук, слог, слово.

«Звуковые дорожки».

Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

«Часы»

Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

«Звенящие баночки».

Каждый звук обозначается своим цветом. Ребёнок берёт квадратик и называет звук соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все звуки будут названы, баночки превращаются в "звенящие".

«Повтори столько раз, сколько… », логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.

“Игра на пианино”.

Имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

ра-ра-ра-ра-ра.

«Колокольчик».

Ребенок называет картинки или проговаривает слоги, слова с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.

«Волшебная веревочка»

Ребенок наматывает веревочку на палец и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

«Кнопочки».

Проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные, на листе бумаги кнопки, сколько нарисовано кнопок, столько раз нужно повторить.

«Ромашка».

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву. На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

«Раз – шажок, два – шажок».

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

«Телеграмма».

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей неправильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра  начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

«Добавь слог».

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – са, колба – са, ко – сы, но – сы.

«Ладошки».

При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.

«Шарик».

Произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

«Большой, маленький».

Ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.

«Улитка».

Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.

«Лабиринт».

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальцем, проговаривая предложения, чистоговорки.  На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.

«Собери яблоки».

«Собирая» яблоки в корзину, ребёнок проговаривает «СА, СО, СУ, СЫ», тем самым закрепляя звук [C] (или другой звук) в прямых слогах.

«Дорожки».

До картинки добегаем и слово называем.

«Вертушка».

Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.

«Ромашка».

Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.

«Поезд».

К паровозу прикрепить вагоны с картинками - предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.

«Сухой бассейн».

Коробка с крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.

«Назвать слова по сюжетной картинке».

Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.

«Рыбалка».

Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.

«Говорящие руки».

Предположим, что речь идет об автоматизации звука   [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш, а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение  Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит:  Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

«Зима и весна».

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…(ла),

Снег и вьюгу принес …(ла),

Все, что А…(лла), разброса…(ла),

Вьюга снегом занес…(ла)!

Весна приш…(ла),

А …(лла), сразу все наш …(ла),

На лужайку вышла А …(лла),

Видит там лежит ю.…(ла).

«Солнышко».

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу  проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем».

Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Игра «Замочная скважина».

Предметная картинка закрывается «дверцей», ребенок, перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.

«Слова вокруг нас».

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

«Куча мала».

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу (на голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони). Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

«Лото».

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

«Составление предложений с помощью фланелеграфа».

Дети отбирают себе персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка) и предметные картинки с определенным звуком. Ребенок берет своего героя, подводит к картинке и составляет предложение, включая героя и картинку. Ребенок может включить сразу несколько героев. Выигрывает тот, кто составит самое длинное предложение.

«Соседи».

Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. (Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд).

«Договаривание предложения по картинке».

«Придумай предложение».

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова со зву Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.

«Расскажи рассказ».

Ребёнок, рассказывая рассказ цепной структуры, автоматизирует поставленный звук в связной речи.

«Считалки».

Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинки.

Виноград, трамвай, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

Крыжовник, курица, тетрадь,

Гриб, смородина, кровать,

Груши, грузовик, Петрушка,

Виноград, трамвай, игрушка.

«Артисты».

Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит,  составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.

«Загадка».

Перед детьми лежат перевернутые картинки,  в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.

Игра «Зёрнышки для петушка».

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах. Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.

Игра «Грузовик с подарками».

Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах. Ребёнку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо чётко назвать все картинки со звуком Р.

 Игра “Проложи маршрут”

Цель: Автоматизация звука [З]. Совершенствование фонематического восприятия. Развитие ориентировки на плоскости.

Ребенку предлагается карточка. Его задача провести героя по дорожке, которая будет состоять из картинок, в названии которых есть требуемый звук. Ребенок выполняет задание молча (в данном случае логопед называет слова, а ребенок закрывает картинки, в которых он не услышал требуемый звук) или с проговариванием данных слов самим ребенком.

1

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

«Тишина».

Цель. Автоматизация звука [ш].

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети —у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему, при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.

«Колечко».

Цель. Автоматизация звука [ч] во фразах.

Оборудование. Колечко.

Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.

«Чай Танечке».

Цель. Автоматизация звука [ч] в предложениях.

Оборудование. Кукольный чайный сервиз, куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.

Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог предлагает одному ребенку налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».

«Пильщики».

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук [з]. Педагог напоминает ребенку, где должен находиться язык при произнесении этого звука.

«Бараны».

Цель. Автоматизация звука [р] в тексте.

Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них (топают ногами).

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, открывайте ворота!

Ворота. Рано, рано, вы, бараны, застучали в ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, пропустите в ворота!

Ворота. Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.

Бараны. На луга, где трава, а на травушке роса.

Ворота. Еще рано вам туда, не откроем ворота.

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, до свиданья, ворота. Мы придем, когда высохнет трава (уходят).

  Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно - игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников.


Статья:

"Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР"

автор Антонова О.Н., учитель-логопед ГБДОУ №18 

дата публикации  - 88.09.2019г.

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического слуха невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом. 

 

Методическая разработка:         

                         Информационно-практико-ориентированный проект

                            «Мы - Петербуржцы»

Групповой. Среднесрочный (2 недели)

Цель: развитие креативных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, формирование пространственного восприятия, развитие навыков этикета,  воспитание патриотический чувств.

Задачи: Знакомство с городской средой, формирование навыков поведения в городской среде, умения вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.

Участники: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

План-схема:

 

Статья:

«Куклы народов мира»
(Светозарова Е.Р.)

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Навигация

Мы заботимся о ваших детях

twittergallerycontact