страница Благиревой Т.Б.

Благирева Татьяна Борисовна

благирева.jpg

учитель-логопед ГБДОУ детский сад №18 комбинированного вида Московского района Санкт-Петербурга

личная страница на официальном сайте ГБДОУ №18

Система коррекционной работы по развитию умения согласовывать глаголы настоящего времени с существительными единственного и множественного числа у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья учителя-логопеда ГБДОУ №18 дата публикации: 21.10.2019

Благиревой Т.Б.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с OНP, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Особенность овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР выражается в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

У детей с ОНР нарушены процессы овладения и морфологическими, и синтаксическими единицами. У данной группы детей обнаруживаются затруднения как в выборе грамматических средств, для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще проявляется в пропуске членов предложения, чаще предикатов, в неестественном порядке слов, что обнаруживается даже при повторении предложений: Много а лесу (Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).

Анализ детских ответов показал, что сформированность грамматического строя речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи, находиться на более низкой ступени развития, чем у детей с нормальным речевым развитием. На этот факт указывают как количественные, так и качественные показатели детских ошибок.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме на основе работ Лалаевой Р.И, Жуковой Н. С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., я пришла к выводу о том, что дети с общим недоразвитием речи больше всего затрудняются в преобразовании имён существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число, в изменении существительных по падежам и также в преобразовании формы единственного числа именительного падежа существительных в форму родительного падежа множественного числа. У большинства детей во всех этих заданиях затруднения вызвало преобразование существительных среднего рода. Данные затруднения заключались, в основном, либо в склонении существительных среднего рода как женского, либо в аграмматизмах данной формы.

Но самые значительные затруднения вызвало задание, направленное на выявление уровня сформированности умения согласовывать существительные с глаголами. Многие дети употребляли глаголы в инфинитиве, а также оставляли окончания глаголов единственного числа вместо множественного. Инструкция в данном задании понималась не с первого раза, что проявлялось в употреблении звукоподражаний, а не глагольных форм. Здоровый ребёнок усваивает грамматическую и морфологическую системы языка, овладевая различными типами предложений. Это естественный процесс. Известно, что овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Следовательно, необходима работа по формированию структуры простого предложения, а именно по согласованию существительных и глаголов настоящего времени единственного и множественного числа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о целесообразности выделения для коррекционной работы функции согласования существительного с глаголом настоящего времени. Исследование показало, что она является одной из наиболее нарушенных и требует формирования. Развитие данной функции является наиболее важной, так как единицей связной речи является предложение, представляющее собой словесное оформление мысли. Именно в предложениях формируются отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Следовательно, необходима работа по формированию структуры простого предложения, а именно по согласованию существительных и глаголов настоящего времени единственного и множественного числа.

Для развития умения согласовывать существительные с глаголами настоящего времени единственного и множественного числа была составлена методика, включающая задания на развитие умения согласовывать существительные и глаголы настоящего времени в роде, числе, падеже и, исходя из этого, строить предложения по модели «предмет – действие». Данная методика включает в себя 16 заданий. Все задания проводятся с подгруппой детей, также некоторые задания можно проводить при необходимости в индивидуальном порядке. Все задания проводятся в игровой форме, что облегчает его выполнение и поддерживает интерес детей. Для каждого задания четко подобран наглядный дидактический материал, что также способствует поддержанию интереса детей на протяжении выполнения всех заданий, способствует развитию зрительного гнозиса и праксиса и других высших психических функций, таких как внимание, память, восприятие.

Особенность данной методики состоит в использовании в заданиях картинок-символов действий. Они позволяют детям лучше усвоить и запомнить то или иное действие. Дети получают наглядный образец действия, что также способствует его запоминанию. Использование картинок-символов действий облегчает и ускоряет работу.

1

Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи заключается в развитии у детей навыков использования в речи грамматических категорий существительного, глагола, прилагательного, но единицей связной речи является предложение, представляющее собой словесное оформление мысли. Здоровый ребёнок усваивает грамматическую и морфологическую системы языка, овладевая различными типами предложений. Это естественный процесс. А.Н. Гвоздев (1961) указывал, что овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.

Руководствуясь этим, мы попытались создать систему игр и упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 лет. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого). Материал предлагается детям в доступной игровой форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Кроме того, разработанная система игр и упражнений отвечает основным требованиям современных программ обучения и воспитания дошкольников, развивает самостоятельную творческую и речевую активность детей.

Работа по развитию связной речи начинается с формирования структуры простого двусоставного предложения по модели «предмет – действие». На этом этапе работы дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в подборе нужного глагола. Их предикативный словарь беден и включает лишь глаголы, обозначающие самые распространённые действия (спит, ест, сидит, ходит, бегает, смотрит, одевается, слушает, гуляет, играет, стоит). Между тем, глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи. Известный логопед-практик Л.Н. Ефименкова подчеркивает то, что глагол – основа предложения.

При построении системы игр и упражнений, способствующей формированию умения строить простые предложения по модели «предмет-действие», а в частности согласовывать существительные и глаголы настоящего времени в роде, числе и падеже, мы опирались на описание нормального развитие детской речи, предложенное А.Н. Гвоздевым. [9]

Нам удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности – "самостоятельно по способностям". Все используемые нами игры построены на основе усложнения дидактического материала, а также способа выполнения заданий. Также все игры обеспечивают максимально возможную самостоятельную активность ребёнка. Это позволяет детям прочно усвоить навык согласования существительного и глагола настоящего времени, а также более точно понять сущность построения простого предложения.

Предложенные нами игры опираются как на линейный, так и на концентрический принцип обучения, что обеспечивает большую эффективность работы, а также позволяет глубже и прочнее усвоить формируемый навык. Сущность линейного построения состоит в том, что в соответствии с дидактическим принципом систематичности и последовательности и правилом перехода в обучении от простого к сложному материал, подлежащий изучению, располагается последовательно и систематически, с постепенным усложнением, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. При концентрическом расположении материала допускается повторное изучение отдельных моментов на нескольких ступенях обучения. Несомненным достоинством линейного расположения учебного материала является его экономичность во времени, способствующая устранению перегрузки детей и излишнего дублирования.

Для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка. То есть, необходим материал, который позволял бы решать учебно-познавательные задачи и был доступен для дошкольника. Безусловно, самой интересной деятельностью ребёнка является игра. Именно поэтому целесообразно использовать на занятиях различные варианты игр. Игры должны обеспечивать максимальную двигательную активность ребёнка, манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность. Необходимы на занятиях фланелеграф или магнитная доска, так как эти приспособления избавляют ребёнка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой, перемещая её с одного игрового поля на другое, и при этом комментировать, проговаривать свои действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картину.

В данной методике представлены игры, которые способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении. Задачами каждой игры являются формирование структуры простого предложения и отработка навыка употреблять те или иные грамматические категории глагола в данных типах предложений. Предлагаемые игры развивают в ребёнке самостоятельность в двигательной, познавательной, речевой деятельности, а также направлены на развитие зрительного и слухового внимания. Используемая вариативность упражнений позволяет ребёнку прочно закреплять навык владения речевым материалом.

Система игр и упражнений.

Игра «Что делают предметы?»

Цели:

- Знакомить детей со словами, обозначающими действия предметов;

- Закреплять умение распознавать графические символы действий;

- Закреплять в речи согласование существительных с глаголом;

-Закреплять порядок следования слов в предложении по модели «предмет – действие».

Оборудование:

1.Большое и малое игровые поля (фланелеграфы, различающиеся по цвету, или магнитные доски);

2.Картинки-символы действий: стоит, идёт, сидит, лежит и т.д.;

3.Картинки с изображением предметов.

Описание игры:

Логопед объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия. «Что ты делаешь?» – спрашивает логопед ребёнка. «Сижу, стою и т.д.» – отвечают дети.

На большое игровое поле переносятся картинки-символы действий. Логопед поясняет, что каждый предмет в данный момент производит какое-нибудь действие. «Вот книга. Что она делает?» – «Книга лежит». На игровое поле наклеиваются изображение книги и символ соответствующего действия. Другие предложения дети составляют по аналогии: Стол стоит. Часы идут и т.д.

2

Игра « Кто что делал, расскажи…»

Цели:

- Учить детей отвечать на вопросы: Кто (что) это? Что он (она) делает?

- Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет – действие»;

- Закреплять навык согласования существительного с глаголом.

Оборудование:

1.Три игровых поля, различающихся по цвету;

2.Картинки-символы с изображением действий: стоит, идёт, прыгает, лежит, бежит, сидит, едет, летит и т.д.;

3.Картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов: девочки, собаки, самолёта, машины, жука, черепахи, корабля и т.д.

Описание игры:

На одном игровом поле – картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов, на другом – картинки-символы действий. Работа проводиться на третьем игровом поле. Детям предлагается выбрать предмет, правильно задать вопросы «Кто (что) это? ,Что он (она) делает?» и определить максимально возможное количество действий для выбранного предмета при помощи картинок-символов с изображениями действий с другого игрового поля. Например: Что это? – Это машина. Машина что делает? – Машина стоит, едет.

Игра «Найди нужный предмет»

Цели:

- Учить детей называть действие предмета;

- Закреплять навык согласования существительного с глаголом;

- Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет – действие».

Оборудование:

1.Три игровых поля, различающихся по цвету;

2.Картинки-символы действий, картинки с изображением предметов (стол, собака, самолёт, коты, девочки, мальчик, стулья, медведь, птицы, машина, автобусы, дерево, женщина, жираф, велосипед, мячи).

       Описание игры:

На одном игровом поле – картинки-символы действий, на другом - картинки с изображением предметов. На третьем игровом поле из данных картинок и символов составляются схемы предложений. Например: Стол стоит.

Ребёнок подбирает к данному действию все возможные предметы, которые могут совершать данное действие и составляет предложения: Мальчик стоит. Стулья стоят и т.д.

Игра «Что происходит?»

Цели:

- Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным, изменяя их окончания;

- Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет – действие»;

- Активизировать глагольный словарь.

Оборудование:

1.Картинки с изображениями одного и нескольких предметов (стол – столы; медвежонок – медвежата; мяч – мячи; слон – слоны; куст – кусты; дождь – дожди; бык – быки; грач – грачи);

2.Картинки-символы действий: стоит, спит, лежит, трубит.

Описание игры:

Логопед предлагает детям посмотреть, что происходит на игровом поле. Он наклеивает картинку с изображением стола и символ действия «стоит», а затем составляет предложение «Стол стоит». Рядом прикрепляется картинка, изображающая несколько столов, и символ действия «стоит». Дети, опираясь на рисунки, составляют предложение «Столы стоят». Далее дети самостоятельно строят предложения по предлагаемым картинкам, изменяя окончания существительного и глагола. Затем без опоры на символ действия.

3

Игра «В зоопарке»

Цели:

- Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным;

- Активизировать глагольный словарь;

- Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.

Оборудование:

1.Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2.Картина «Зоопарк», составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры:

Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает. И т. д.

Сначала педагог выясняет, название каких действий запомнили дети. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картину. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия ещё раз, употребив глаголы во множественном числе.

4

Игра «Кто как передвигается?»

Цели:

- Расширять предикативный словарь;

- Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдать.

Оборудование:

1.Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2.Изображение леса, пруда; картинки с изображениями животных, насекомых, обителей водоемов.

Описание игры:

На игровом поле создается картина леса и водоема. Здесь же размещаются картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются «на прогулку в лес». Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползёт и т. д.

После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут т. д.), сопровождая свои действия словами.

 Игра «Кто больше?»

Цели:

- Пополнять предикативный словарь;

- Закреплять навыки согласования существительного с глаголом.

Оборудование:

1.Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска);

2.Картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Описание игры:

Картинки размещаются на игровом поле. Детям предлагается выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображённый на ней. Например: Берёза растёт, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т.д. Выигрывает ребёнок, который набрал наибольшее количество фишек (фишка даётся за каждое названное действие).

5

Игра «Найди ошибки»

Цели:

- Уточнять и пополнять предикативный словарь;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Формировать умение находить лишние звено в цепочке предметов, объединённых одним символом действия.

Оборудование:

1.Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2.Картинки с изображениями одушевленных и неодушевлённых предметов: бабочки, самолета, неба, вороны; рыбы, моря, плота, лебедя, поезда, дороги, велосипеда, автобуса; человека, дождя, земли, слона.

3.Картинки-символы действий: летит, плывет, едет, идет.

Описание игры:

Логопед составляет на игровом поле цепочку из картинок, т. е. подбирает нужные предметы к картинке-символу действия, но при этом умышленно ошибается. Дети хором произносят получающиеся предложения, проверяют педагога, находят ошибку, убирают лишнее изображение и объясняют почему.

Игра «Кто кого?»

Цели:

- Закреплять конструкцию простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным.

Оборудование:

1. Два игровых поля, отличающихся по цвету;

2. Картинки с изображением лисы, зайца, девочек, кукол, собаки, кошки, мальчиков, машинок;

3.Изображение условного знака – символа действия.

Описание игры:

На одном игровом поле – картинки, расположенные парами: лиса-заяц, куклы-девочки, собаки-кошки, мальчиков-машинок и условные знаки - символы действий. Логопед предлагает детям выбрать любую пару картинок, расположить на свободном игровом поле и составить с ними предложение. Слово действие необходимо заменить стрелкой. Например: Лиса-заяц. Лиса ловит зайца. Лиса → зайца. Куклы-девочки. Девочки играют в куклы. Девочки → куклы.

Игра «Необычные цветы»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять дифференциацию предметов по способу действия;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие»;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным.

         Оборудование:

1.Игровое поле, на котором представлены цветы с крупными лепестками. В центре цветов изображены символы действий: светит, скачет, катится, летает, плывёт.

2.Цветные лепестки, на которых изображены предметы: мяч, зайцы, рыба, машины, солнце, лампы, свеча, лягушка, кузнечик, хлопушка, лошадь, фонарь, корабли, самолёт, луна, птицы.

Описание игры:

Дети садятся вокруг игрового поля, выбирают картинку с действием, а затем прикрепляют лепестки с изображением предметов, способных производить данное действие. Дети объясняют подбор картинок, грамотно составляя предложение.

Игра «Угадай задуманное слово»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять умения узнавать птицу или животное по характерым действиям;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие».

Оборудование:

1.Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2.Картинки с изображением птиц и животных.

Описание игры:

Картинки с изображением различных птиц и животных располагаются на игровом поле. Логопед предлагает угадать птицу или животное по названиям действий. Например: бегает, клюёт, кукарекает (петух). Ребёнок, правильно определивший птицу или животное, берёт картинку с его изображением себе. Выигрывает тот, кто получит большее количество картинок.

Игра «Собери друзей»

Цели:

- Пополнять и уточнять предикативный словарь;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Расширять представления детей об окружающем мире.

Оборудование:

1.Два игровых поля, отличающихся по цвету;

2.Картинки с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей водоёма.

Описание игры:

Картинки с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей водоёма располагаются на одном игровом поле. На втором – четыре картинки действий: ползёт, летит, плывёт, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображением животных, передвигающихся одинаково, но не опасных друг другу. Объяснить свой выбор и составить предложения.

Игра «Едем, плаваем, летаем»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять дифференциацию предметов по способу действия;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным.

Оборудование:

1.Два игровых поля, отличающихся по цвету;

2.Картинки с изображением самолёта (символа полёта); машины (символа передвижения); кораблика (символа плавания).

3.Картинки с изображением предметов: ласточки, бабочки, утки, лягушки, жука, рыбы, самоката, лодки, велосипеда, коляски, тачки.

Ход игры:

Логопед напоминает детям, что предметы могут передвигаться различными способами, комментирует картинки-символы движения. Затем детям предлагаются картинки с изображением предметов, которые они должны распределить по рядам соответственно: все летающие – в первый, все плавающие – во второй, передвигающиеся – в третий. Одновременно дети составляют предложения: Ласточка летает. Коляска едет и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие».

Оборудование:

Мешочек, в котором находятся предметные картинки: мяч, зайцы, рыба, машины, солнце, лампы, свеча, лягушка, кузнечик, хлопушка, лошадь, фонарь, корабли, самолёт, луна, птицы, велосипед, самолёт, жуки, бабочки.

Описание игры:

Дети по очереди из мешочка достают картинки. К названию предмета, изображённого на выбранной картинки ребёнок подбирает действие, которое может совершать данный предмет. Составляет предложение. Например: Мяч катится. Зайцы прыгают и т.д.

Игра «Назови правильно»

Цели:

- Пополнять и уточнять предикативный словарь;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

Оборудование:

Игровое поле (настольная игра), составленное из 20-ти небольших сюжетных картинок.

Описание игры:

Каждый ребёнок выбирает себе столбик картинок. Затем дети по очереди называют предмет, изображённый на картинке и действие, которое он совершает (Например: Солнце светит.) Если действие названо правильно, ребёнок закрывает картинку фишкой. Если ребёнок затрудняется ответить, он пропускает ход, оставляя клетку незакрытой. Побеждает тот, кто первым дойдёт до нижней картинки и закроет все картинки фишками.

 Игра «Сочиним стихотворение»

Цели:

- Пополнять и закреплять предикативный словарь;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие»;

- Закреплять согласование существительного с глаголом.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросёнка, козлёнка, петуха.

Описание игры:

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные. Педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово – название действия.

Утка …крякает, а лягушка …квакает,

Лев …рычит, а корова … мычит,

Кошка …мяукает, поросёнок …хрюкает,

Козлёнок …мекает, а петух …кукарекает.

Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

6


Инновационные формы работы с детьми по связной речи

Статья учителя-логопеда ГБДОУ №18 дата публикации: 18.09.2019

Благиревой Т.Б.

Система занятий по развитию речи, как и система художественно- эстетического воспитания дошкольника — два взаимосвязанных компонента процесса воспитания обучения детей в детском саду. Каждый из них является в одно и то же самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной “глухоте”. В то же самое время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника. Данный тип интеграции, как показывает практика, позволяет повысить уровень развития речевых умений и умений, приобретаемых в процессе творческой работы у дошкольников.

Навигация

Мы заботимся о ваших детях

twittergallerycontact