Тип проекта: Познавательно-исследовательский
Вид проекта: Краткосрочный
Участники: Дети, родители, воспитатель
Актуальность проекта: Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети младшей группы только начинают изучать окружающий нас мир. И поэтому, немало важно для детей этого возраста развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно - действенного мышления. Организованная - образовательная и опытно - исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту и проведения интересного досуга в семье.
Проблема проекта: Дети, которые только-только начинают познавать окружающий мир, имеют небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы, в том числе и о лете. Именно в возрасте 2-3 лет у детей чаще всего возникают вопросы – почему и зачем? В беседах дети не могут сами ответить на многие вопросы, например: Что происходит в природе летом? Зачем нужно солнышко? Откуда появляются лужи? Для чего нужен дождик? В целях формирования у детей представлений о сезонных явлениях природы был разработан данный проект.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о сезонных явлениях живой и неживой природы.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты для детей:
Структура проекта: Реализация мероприятий проекта велась поэтапно.
План поэтапных мероприятий:
1-й этап (Подготовительный)
- Беседы с детьми с целью выявления у детей знаний о лете;
- Организация развивающей среды:
- Подбор подвижных, дидактических игр и игровых упражнений;
- Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки;
- Подбор выносного оборудования: наборы для песка, водяная мельница.
2-й этап (Реализация проекта)
- Беседы «В мире насекомых», «Насекомые – польза и вред»;
- Работа с календарём погоды;
- Наблюдение за неживой природой, за изменением растительного мира под воздействием тепла, за птицами, насекомыми на участке;
- Рассматривание книги «Времена года», детских энциклопедий, альбомов;
- Экспериментирование с водой, песком, ветром;
- Чтение, заучивание потешек, пальчиковых игр, стихотворений о лете, загадывание загадок о летних явлениях природы;
- Рисование «Одуванчики», «Нарядные бабочки», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» (на песке);
- Лепка «Насекомые», «Солнышко»;
- Подвижные, дидактические игры, комплексы утренней гимнастики.
3-й этап (Итоговый)
- Оформление фото - выставки по материалам проекта;
- Выставка детских рисунков;
- Презентация проекта- фотоотчёт «Здравствуй, лето!»;
Схема реализации проекта
Социально – коммуникативное развитие:
Совместная деятельность с детьми:
Д/и: «Подбери серединку к цветку и бабочке»,«Подбери колеса к машине»;
Беседа «Как вести себя на прогулке в детском саду летом».
Беседы: «Насекомые – польза и вред», «Чужие или уличные животные».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Безопасность детей летом»;
Памятка «Осторожно, ядовитые грибы»,«Безопасность ребёнка на улице».
Познавательное развитие (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):
Совместная деятельность с детьми:
Беседа «Путешествие в мир насекомых»;
Работа с календарём погоды;
Наблюдение за неживой природой, за изменением растительного мира под воздействием тепла, за птицами, насекомыми на участке;
Рассматривание книги «Времена года», альбомов;
Экспериментирование: «Влияние солнечного света для жизни на Земле», «Солнечный зайчик», «Шарики-капельки», «Султанчики или флажки», «Дуем, дуем ветерок», «Сыпучий песок», «Мокрый песок», «Рисуем на песке»;
Игры с песком: «Строители», «Дорога», «Башня»;
Игры с водой: «Плывет, плывет кораблик», «Ветерок (сдуй лодочку)»;
Д/и «Садовые и полевые цветы», «Фрукт и дерево», «Насекомые».
Работа с родителями:
Папка-передвижка «Летние наблюдения»;
Консультации для родителей: «Играем с водой и песком», «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей»;
Предложить вечером во дворе своего дома полить водой песочницу. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка.
Речевое развитие:
Совместная деятельность с детьми:
Рассматривание картинок;
Загадки о летних явлениях в природе;
Пальчиковые игры: «Насекомые», «Бабочка», «Колокольчики», «Дождик», «Жук», «Солнышко-ведрышко»;
Чтение потешек «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке», «Ой, ду-ду…»;
Работа с родителями:
Разучивание и закрепление потешек, стихотворений о лете;
Подбор загадок о летних явлениях природы;
Составить рассказ «Кто живёт в траве?», «Мой любимый цветок».
Физическое развитие:
Совместная деятельность с детьми:
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Солнышко и дождик», «Ловишки», «Карусель», «Медведь и пчелки»;
Игра-ситуация «Солнечные зайчики»;
Комплексы утренней гимнастики: «Солнышко лучистое», «Поход в лес», «Бабочки», «Жучки-паучки», «В гостях у солнышка».
Работа с родителями:
Содержание подвижных игр;
Помощь в оформлении фотоотчёта по материалам проекта.
Художественно-эстетическое развитие:
Совместная деятельность с детьми:
Аппликация «Божьи коровки»;
Рисование: «Одуванчики», «Нарядные бабочки», «Солнышко лучистое, улыбнулось весело» (на песке);
Лепка «Насекомые», «Солнышко»;
Изготовление в технике «оригами» Гусеницы и паучки»;
Слушание и исполнение - Детские песни о лете.
Работа с родителями:
Подбор песен для детей о лете.
Работа по реализации проекта
Работа по реализации проекта проходила организованно. Родители активно выполняли домашние творческое задание. Дети с интересом включались во все виды деятельности проекта. У детей сформировались представления о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Благодаря солнцу живут люди, растения, животные. Беседы и наблюдения проходили на улице, где дети учились выделять характерные особенности цветов, деревьев, насекомых.
На прогулках дети наблюдали за дождем, ветром, облаками, тучками, грозой. Чтение и разучивание стихотворений, потешек, закличек во время наблюдений воспитали у малышей желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. С большим увлечением дети включались в опытно-экспериментальную деятельность. Из опытов дети узнали о влиянии солнца на жизнь, о свойствах воды и песка.
При ознакомлении с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений. У детей сформировались представления о живой и неживой природе.
При формировании физической культуры, дети учились самостоятельно выполнять общеразвивающие упражнения. Развивались творческие способности при выполнении двигательных действий. Дети с удовольствием занимались физкультурой на свежем воздухе, рисовали на песке. Использование на занятиях цветов, флажков, шаров, сюрпризных моментов были для детей неожиданными и приятными.
В рисовании у детей закреплялись умения рисовать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композиции.
Специально отобранные пальчиковые игры на летнюю тематику забавляли детей. Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждает творческое воображение и внимание.
Комплексы утренней гимнастики способствовали активизации двигательной активности детей, поднимали настроение детей. «Превращаясь» в бабочек, жучков, паучков, имитируя «походы» в лес, к солнышку дети получали новую информацию, выполняли все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем. Дыхательные упражнения являются профилактикой заболеваний дыхательной системы, а упражнения на снятие психо эмоционального характера развивают умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. Игровые ситуации и правила игры, заставляли детей двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия. Подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогали детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира.
Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.
Результаты проекта, следующие:
В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом образовательных областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. Дети стали делиться полученной информацией из различных источников с другими детьми. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
© Template created 2013 by HotThemes